top of page

Ситцевые «дворянки»

Сподвижник Екатерины Второй граф Алексей Орлов, как знаменитый Цезарь, всюду успевал: громил вражеские эскадры, разводил скакунов и даже кур особых пород. Уже больше двух веков орловские ситцевые несушки высоко ценятся в Европе и Америке. А что касается родины, то у нас почему-то о них несправедливо забыли. Но есть надежда, что все вернется на круги своя — породу возрождает данковчанин Алексей Сальников.

Птичье «царство-государство» в правобережье райцентра по фермерским меркам тесновато — всего-навсего 30 соток земли.

— Это усадьба бабушки, доставшаяся по наследству, — объясняет Алексей.— Расшириться здесь не получится, кругом соседи. Посему хочу купить дом в каком-нибудь из ближних сел.

Но владенья неподалеку от собора Тихвинской иконы Божьей матери, среди бревенчатых особняков купцов-молодцов, облюбовали не только «столбовые дворянки» с характерными густыми бакенбардами. Здесь квартируют любимицы Ее Величества королевы Англии — орпингтоны, бородачи-фавероли, малороссийские «ушанки», кокинхины родом из долины Меконга. Всего — 400 кур, но скоро станет намного больше. У данковчанина появится ферма, напичканная автоматикой. Оборудование уже покупается — поилки горкой рядом с закутой лежат.

— Спрашиваете, откуда все это? — улыбается Алексей Сальников.— Деньги на строительство у меня есть — 700 тысяч. Я с первого захода выиграл грант в конкурсе молодых фермеров.

Подать заявку в состязание под эгидой сельхоз­управления региона «новобранцу» подсказали в администрации. Сам глава Данковского района Валерий Фалеев проявил интерес к новому хозяйству, заезжал посмотреть, многое подсказывал, советовал. Наставления пригодились, ведь профессия Сальникова далека от аграрной. В 2004 году он окончил романо-германское отделение педуниверситета Москвы, но трудиться по специальности не стал. Поначалу лингвист устроился менеджером в столичную компанию по оформлению интерьеров. Заказчиков хватало, карьера шла в гору. Однако в часы досуга Алексей пропадал на ВДНХ, где любовался разнообразной птицей. Летом ездил на профильные выставки в Орел, Ростов-на-Дону, Краснодар. Штудировал литературу, вникал в премудрости разведения клуш.

В один прекрасный день Сальников понял: к житью-бытью среди небоскребов мегаполиса у него душа не лежит. Собрал чемодан, приехал на малую родину. Говорит, род занятий объясняется не только давней любовью к пернатым.

— Мне, как таможеннику Верещагину из «Белого солнца пустыни», за державу обидно. Она всегда славилась яйценоскими, декоративными, мясными породами кур. Но за годы перестройки многие из наработок селекционеров пошли прахом. Между тем за границей царит настоящий культ птицеводства. Урвать лишний билетик на выставку даже одной-единственной породы зритель сочтет удачей. На форумы, организованные на футбольных стадионах, народ не хуже, чем на матчи еврокубков, идет. Вот я и подумал: чем мы-то хуже? — рассуждает фермер.

Впрочем, дело не только в моде. Это еще и выгодный бизнес.

— У частников мой товар идет нарасхват, хотя цены «кусаются». Стоимость взрослой птицы — две-три тысячи рублей. Отдавать дешевле накладно, корма тоже влетают мне в «копеечку», — говорит собеседник.

Наверное, про таких, как Сальников, поэт Некрасов писал, что «воля и труд человека дивные дива творят». Еще недавно у Алексея хватало «благожелателей», крепко сомневающихся в успехе крестьянско-фермерского хозяйства. Однако когда его основатель стал героем новостей на Первом канале, многие звонили, наперебой предлагая вложиться в бизнес. Птицевод от такого сотрудничества вежливо отказался, пояснив, что лучше остаться просто друзьями. Тем временем у него появилась еще одна мечта.

— Даст Бог, выведу свою породу несушек, — делится Алексей Сальников.— Хотя желания увековечить в названии себя любимого, как вельможа Орлов, нет. Имя своему детищу выберу по географическому принципу. Липецкая порода. По-моему, отлично звучит!

bottom of page